Русское Движение

Боевики Хашима Тачи пытаются задушить сербский анклав

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

КПП Яринье. Косово

Можно лишь посочувствовать косовским сербам. Их игнорирует и Евросоюз, и США, и президент Сербии Борис Тадич. Стоит ли говорить, что никакие мирные переговоры, в которых мнение одной стороны не интересно вообще никому, просто не могут увенчаться успехом?

Как известно, Балканы всегда представляли собой один из ключевых регионов земного шара. И крылатое выражение «Балканы — пороховая бочка Европы» родилось не на пустом месте. Сегодня благодаря усилиям «мирового сообщества» с США во главе, Балканы были раздроблены на множество мелких государств, находящихся в полной зависимости от сильных соседей.

То, что осталось от Сербии, возглавляется сейчас президентом Борисом Тадичем, который считается европейским политиком, и в соответствии с этим позиционированием действует. Требует «мировое сообщество» схватить и выдать Младича и Караджича — пожалуйста, они уже в Гааге. Требуется провести в Белграде гей-парад — спецназ расчищает площадь с помощью вертолетов и бронетехники, жестоко разгоняет многотысячные митинги протеста.

Казалось бы, всему есть предел. Но Тадич, видимо, лишь идти по избранному пути до конца, не признавая никаких границ. Ныне на наших глазах совершается еще одно жертвоприношение «богине Европе»: белградский режим полностью отрекается от косовских сербов.

Напомним, на территории Косово существует небольшой сербский анклав, в котором проживает примерно 16 тысяч сербов. Отношения жителей анклава с населением Косово полностью повторяют структуру симпатий и антипатий Косово и «континентальной» Сербии. До самых последних пор, по поводу межнациональных отношений на севере Косово все питали осторожный оптимизм — не стреляют друг в друга — и слава Богу! Все полицейские и руководящие должности в анклаве занимают сербы. И жители анклава, граждане Сербии, не собираются признавать Косово в качестве самостоятельного государства. Помимо сербских полицейских, порядок в анклаве обеспечивали силы ЕС.

Известно, что, несмотря на все евроинтеграционные инициативы, даже официальный Белград не признаёт независимость Косово. Слишком уж очевидно мнение рядовых сербов, чтобы Борис Тадич мог его проигнорировать. Однако, некие переговоры между Белградом и Приштиной, разумеется, ведутся — в Брюсселе обещают, что от примирения с властями самопровозглашенной «Республики Косово» будет зависеть вступление Сербии в ЕС.

Нельзя сказать, что решение будет найдено быстро. А его взаимовыгодность и вовсе сомнительна, ведь сложно отыскать конструктивное начало в переговорах между явными сепаратистами и остальной частью государства, попавшего под пресс всей геополитической машины США и их союзников. Мелкие же конфликты не прекращались с первого дня косовской независимости. Например, 20 июля косовские власти ввели эмбарго на товары, импортируемые из Сербии, в ответ на аналогичный запрет на ввоз в Сербию косовских товаров, действующий с самого момента объявления независимости в 2008 году.

И, как это обычно бывает у марионеточных режимов, во всех торговых бедах Косово предстояло разбираться европейским структурам. «Что до Еврокомиссии, то она ничего не сделала за последние 4-5 лет, с тех пор как Сербия начала блокаду Косова, и отказалась выполнять соглашения Центральноевропейской ассоциации свободной торговли. Еврокомиссии следует быть поактивнее», — считает глава Торговой палаты Косово.

Однако аппетит приходит во время еды. И власти Косово, ощущая надёжную поддержку от «мирового сообщества», решили попытаться найти выход из ситуации, не дожидаясь помощи Еврокомиссии. Поскольку на территории сербского анклава находилось два «проблемных» КПП, персонал которых не собирался признавать обозначенную албанскими сепаратистами «государственную границу», спецслужбы непризнанного государства решили взять КПП Ярин и Брняк под единоличный контроль. Что, одновременно, позволило бы решить «проблему» и самого сербского анклава, жители которого в случае успеха операции оказались бы в полной изоляции.

26 июля албанские полицейские предприняли вылазку, в ходе которой захватили 2 КПП на границе автономии, в прямом смысле выставив оттуда миротворцев Евросоюза. В ответ сербские полицейские и ополчение перекрыли дороги грузовиками и дорожной техникой, и буквально сразу же выбили албанцев со своей территории. Пришлось албанским военным звать на помощь, и при поддержке «миротворцев» НАТО, КПП снова стали достоянием Косовского края. Когда КПП заняли миротворцы НАТО, их обстреляли сразу с нескольких сторон, в ходе очередной перестрелки один из постов был полностью сожжен сербами. Заодно под обстрел попали два вертолёта KFOR, а наиболее активные сербы смогли обстрелять и ближайшую базу американского миротворческого контингента.

Реакция сторон конфликта была показательной. ЕС предсказуемо обиделся на операцию, в ходе которой военнослужащие Евросоюза были атакованы албанским спецназом с той же интенсивностью, что и сербские полицейские. «Операция не помогла делу урегулирования. Мы ее не одобряем», — заявил спецпредставитель ЕС в Косово Фернандо Джентилини. Кроме того, в канун операции премьер Косово Хашим Тачи уволил начальника косовской полиции Маличи за то, что тот сообщил представителям ЕС о предстоящей акции. Сам Тачи, подобно президенту Грузии Саакашвили, объяснил свои действия желанием «установить конституционный порядок». «Мы не можем оставаться безучастными и вечно терпеть, чтобы часть нашей территории превращалась в чёрную дыру не только Косова, но и всей Европы. Мы не можем терпеть нарушения нашего суверенитета. Мы не отступим от решения установить контроль», — заявил премьер-министр. Если Хашим Тачи не замедлит подкрепить слова делом, то на всех мирных инициативах можно ставить крест. И, разумеется, осталось за кадром — на каком основании сербский анклав представляется аморальной «чёрной дырой» территории, руководство которой было замечено во впечатляющем списке преступлений — от наркоторговли до продажи человеческих органов.

США, напротив, никакого возмущения ночным рейдом косоваров не высказали. Посетовав лишь на то, что операция не была согласована с Брюсселем и Вашингтоном. Столь мягкая реакция вполне понятна, раз действующим президентом Косово является выпускница академии ФБР Атифете Яхьяга, а премьер Косово Хашим Тачи питает чувство глубочайшего уважения к послу США Деллу, с которым советуется по любому поводу.

Самым же большим сюрпризом оказалась реакция Белграда. Президент Сербии Борис Тадич, как передает BBC, приказал косовским сербам немедленно сложить оружие и «прекратить насилие». Продолжающиеся несколько дней перестрелки и периодические попытки штурма КПП Ярин и Брняк президент Сербии охарактеризовал как «акции протеста», а их сербских участников — «хулиганами».

При этом в своих речах Тадич вообще не затрагивал своим возмущением албанскую сторону. Как в случае с выдачей Гаагскому трибуналу — виноваты всегда одни сербы. Президент Сербии дал понять, что Белград «воевать не намерен» и, более того, не собирается прекращать мирные переговоры с Приштиной. С учётом высказываний Хашима Тачи, который прямо сообщил, что попытки ликвидации сербского анклава будут продолжены, реакция сербского президента на обстрел его сограждан выглядит совершенно небывалой.

Как эти события преподносятся в Европе? «Более 200 сербов, вооруженных, по словам очевидцев, топорами, ломами и бутылками с зажигательной смесью, в среду вечером, 27 июля, напали на КПП Яринье на административной границе Косово с Сербией и подожгли его. Таможенники и пограничники, преследуемые разъяренной толпой, были вынуждены искать укрытия на расположенной поблизости базе сил KFOR. На место происшествия были немедленно направлены усиленные отряды международного военного контингента, которым пришлось применить против зачинщиков беспорядков слезоточивый газ» — сообщает пресс-секретарь KFOR Ханс Вихтер. И будто не было никакой предварительной атаки албанского спецназа, обстрела сербских и «европейских» представителей правопорядка.

Можно лишь посочувствовать косовским сербам. Их игнорирует и Евросоюз, и США, и собственный президент Борис Тадич. Стоит ли говорить, что никакие мирные переговоры, в которых мнение одной стороны не интересно вообще никому, просто не могут увенчаться успехом?

Андрей Полевой, WIN.RU